пятница, 13 апреля 2012 г.

Первая статья для конкурса на "Вовкином блоге"

Предыстория этой статьи такова. О конкурсе «Золотой пост» на «Вовкином блоге» я узнал от одной своей давней виртуальной знакомой и решил поучаствовать. Написал аж две статьи. Отправил их на электронный адрес г-на Владимира Карпеева (aka Вовка) с просьбой опубликовать на его площадках. С тех пор – ни слуху, ни духу. А вдруг они затерялись? Ведь с электронной почтой тоже происходят разные чудеса. Почувствовал: надо подстраховаться, что и делаю, публикую первую статью на своем целевом блоге.

Игорь Иванов (aka Pragmatik)

10 золотых правил копирайтинга

Вообще-то, в русском языке есть прекрасное слово «сочинительство». Есть не менее прекрасное слово «творчество». Аналогичным образом, сухое английское слово «контент» не идет ни в какое сравнение с емким и красивым словом «содержание». Но, как говорится, новое время – новое караоке. Так что, поехали. Без «префэйсов», то бишь, без «прелюдиев». С места – и в карьер.

Правило первое: Пишите свое, а не «как бы свое». Разбирайтесь в том, о чем пишете.
Возможно, уважаемый копирайтер, в школе вы здорово умели писать сочинения с помощью… Интернета. Учителя это видели, но молчали. По разным причинам. Возможно, свой навык вы совершенствовали и в институте, создавая, в общем-то, никому не нужные курсовые, отчеты, а также дипломную работу.

Но теперь-то вы – не школьник и не студент. Неужели не надоело пробавляться чужим? Неужели ваша голова не в состоянии придумать что-то свое? В таком случае, лучше не браться за копирайтинг. А перелицовывать чужое (это называется политкорректным словом «рерайтинг») – занятие не самое почетное. В конечном итоге, получится не что иное, как «вторичный продукт», о котором так вдохновенно писал Владимир Войнович в его нестареющем романе «Москва-2042».

И, конечно же, нужно хотя бы отчасти разбираться в том, о чем вы пишете. В противном случае вы попортите репутацию и заказчику, и себе. Если же своей сильной стороной вы считаете именно «всеядность», выбирайте таких заказчиков, кому нужно просто наполнить свой сайт «контентом», чтобы потом зарабатывать на контекстной рекламе.

Правило второе: Уважайте правила и нормы русского языка.
Если Россия сейчас занимает в мире не то положение, какого бы хотелось многим российским гражданам, это не значит, что русский язык обесценился и утратил свои удивительные возможности. Он был и остается гораздо выразительнее того же английского, на который нынче «молится» весь мир.

Мне жаль молодых ребят, изъясняющихся в чатах и на форумах в такой вот манере: «в проге, которую я юзаю, меня конкретно заколебала одна фича». Мне жаль молодых «кое-какеров» (простите, менеджеров) говорящих так: «В настоящий момент мы проводим проактивный мониторинг тьюторинга по ребрендингу девелопинга». Знаете, эдакий «Урюпинский Уолл-стрит».

Эмигранты первой волны, покинувшие Россию в двадцатые годы прошлого века, больше всего боялись потерять русский язык. Они не делали себе скидок на иноязычное окружение. И говорили по-русски так, что советские граждане, попадая за границу, изумлялись красоте и звучности русской речи эмигрантов и их детей. Тем более дико, живя в России, терять свой язык, ничего не приобретая взамен. Разве что… Uryupinsk-style English.


Правило третье: Не усложняйте, но и не слишком упрощайте тексты ваших статей.
Сайт – не книга, но и не доска объявлений. Посетителей одинаково утомляют и словесные «кружева», и словесный минимализм. Есть хороший принцип: сокращать длинную фразу до тех пор, пока в ней не останутся только значимые слова.

Еще один отпугивающий фактор – это перегруженные абзацы. То, что «прокатывает» на заумных форумах и в разных ЖЖ, не годится для сайтов, ориентированных на массовую посещаемость. Десять фраз в абзаце – предел. Пробелы между абзацами обязательно. Абзацные отступы («красные строки») – весьма желательны, поскольку повышают интеллектуальный уровень сайта.


Правило четвертое: Два первых абзаца определяют всю статью.
«Акулы» копирайтинга поясняют это правило так: первый абзац представляет собой «скелет» статьи. Второй – интригу, заставляющую читателей не ограничиваться «скелетом», а читать дальше. (Заодно экономится и время тех посетителей, кого тематика статьи вообще не интересует.)

Конечно, написать само правило легче, нежели писать по нему. С первого раза не получится. Возможно, и с десятого тоже. Но стремиться к соблюдению этого правила все равно нужно, ибо однажды количество ваших усилий перейдет в качество.


Однако успех копирайтинга и самого копирайтера определяется не только умением писать и знанием тематики. Копирайтеру не менее важно уметь «подать» себя заказчику и правильно выстроить с ним отношения.


Правило пятое: Уважайте себя и цените свой труд.
Даже если вы только-только начинаете свою карьеру копирайтера, – никаких «чего изволите-с». Фрилансерские биржи пестрят объявлениями: «Статьи! Дешево!» Никогда не давайте подобных объявлений, иначе так и останетесь «на подхвате».

Естественно, заказчик не обязан верить вам на слово. Поэтому стратегически правильнее одну статью просто ему подарить, продемонстрировав уровень своей работы. Если же вы продадите ее «за сущие копейки», вам потом будет трудно убедить заказчика, что ваша работа стоит дороже.


Правило шестое: Несколько постоянных заказчиков лучше, чем полсотни «одноразовых».
Здесь выгода обоюдная. Сайт заказчика обретает индивидуальный язык и начинает выделяться среди сайтов-«близнецов», наполненных одинаковым «контентом». Вы получаете заказ за заказом, поскольку сайт должен постоянно обновляться. Между обеими сторонами выстраиваются неформальные, доверительные отношения, и каждая знает, что другая ее не «кинет». Иногда какому-нибудь «одноразовому» заказчику бывает срочно нужен качественный материал. Он готов заплатить вам больше, чем ваш постоянный заказчик. Но если в это время вы уже делаете работу для постоянного заказчика, не прерывайте ее. Из-за мелочей ломаются не только романтические отношения. Деловые – тоже.


Правило седьмое: Доверяй, но… проверяй.
Правило не блещет оригинальностью, зато может сберечь вам время, силы и нервы. Здесь не надо стесняться: поначалу вы действительно не знаете, с кем имеете дело. Можно воспользоваться посредническими услугами бирж копирайтинга, когда заказчик получает статью только после ее оплаты. (Естественно, биржи берут за это комиссионные.) Можно отослать заказчику лишь часть статьи, сказав, что вторую часть он получит после оплаты. У серьезного заказчика ваша осторожность не должна вызывать нареканий. Если же он начнет разыгрывать «оскорбленную добродетель» и спрашивать: «Вы что же, мне не верите?»… с таким заказчиком лучше тихо попрощаться.


Правило восьмое: Ваши исполнительность и качество работы важнее любого портфолио.
Серьезных заказчиков вы не очаруете ни своим имиджем, ни размерами своего портфолио. (Скажу по секрету: имидж нужен не столько вам, сколько имиджмейерам, поскольку они на этом зарабатывают.) Не стоит размещать свою фотографию, где вы запечатлены в интерьере дорогого офиса. Еще хуже фотография на фоне какого-нибудь канарского пейзажа. Повторяю: серьезный заказчик на такие «мульки» не поймается. Ему абсолютно все равно, есть у вас офис или же вы пишете статьи на кухне. Его не волнует, где вы отдыхаете. Заказчика прежде всего интересуют два момента: качество вашей работы и умение выдерживать сроки. Сделайте эти моменты своим «портфолио». Честное слово, не прогадаете.


Правило девятое: В отношениях с заказчиком старайтесь «не хлопать дверью».
Как пелось в одной «старой песне о главном»: «В нашей жизни всякое бывает». Безоблачный небосвод ваших отношений с заказчиком может неожиданно подернуться тучами. Если виноваты вы, честно признайте свою вину (только без самоуничижения). Умение вовремя извиняться еще никому не вредило. Но если виноват ваш заказчик и вдобавок он «уперся рогом», ни в коем случае не выясняйте отношения. Самое скверное в такой ситуации – «хлопнуть дверью». Минутное торжество своей правоты может обернуться потерей плодотворных деловых контактов.

Меня самого не раз выручала фраза: «Я оставляю свою дверь открытой». Конечно, не всегда легко ее произнести (и даже написать в письме). Не всегда это хочется делать. Но пять этих слов зачастую оказывались «магическим заклинанием», и деловые отношения восстанавливались.


Правило десятое: Соизмеряйте свои силы.
Некоторые фрилансеры утверждают, будто состояние вечной охоты за заказами держит их в тонусе. Добавлю: до поры до времени. Потом организм мстит им.

Ваши заказчики не забывают отдыхать? Чем вы хуже их? Поэтому всегда четко оговаривайте сроки. Тактично дайте понять заказчику, что хотя вы и можете работать в «пожарном порядке», этот «порядок» не является вашим правилом. С заказчиком, который практически о любом заказе говорит: «Это надо было вчера», лучше проститься.


Мои «золотые правила» – не пошаговые инструкции. Пошаговые инструкции хороши при освоении компьютера, ФотоШопа или премудростей создания сайта «с нуля». Эти правила – не более чем рекомендации. А дальше начинается творчество. Так что, держите в памяти мои рекомендации, но действуйте самостоятельно.
Удачи вам! 

Спонсор поста - сервис SeoPult для полной автоматизации продвижения и рекламы сайтов.

3 комментария:

  1. Отличная статья! Удачи Вам и победы в конкурсе. Ваши советы, действительно, золотые. Если начинающие копирайтеры прочитают Вашу статью, им удастся избежать много ошибок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Элла!

      Прочитать – только часть успеха. И потом, у меня не правила, а скорее, рекомендации, вытекающие из собственного опыта. вообще же, копирайтинг – труд достаточно тяжелый и не всегда благодарный. Особенно когда гг. заказчики хотят получить "числом поболее, ценою подешевле".

      Удалить
  2. А "Вовкин блог" мне нравится давно...

    ОтветитьУдалить