суббота, 14 апреля 2012 г.

Моя вторая статья для конкурса на "Вовкином блоге"

Публикую вторую свою статью для конкурса «Золотой пост» на «Вовкином блоге».

Игорь Иванов (aka Pragmatik)

Золотые правила работы с фрилансерами

Первоначальным толчком к написанию этой статьи послужил не конкурс на «Вовкином блоге», а купленная мною книга Андрея Парабеллума и Николая Мрочковского «Инфобизнес». Авторы совершенно справедливо говорят, что инфобизнесмен не должен превращаться в загнанную лошадь. Часть работы можно и нужно перепоручать фрилансерам. Кто бы спорил! Но откровенное недоумение вызвало у меня утверждение авторов, что фрилансеров можно нанять за «абсолютные копейки».

Вообще-то, есть такое понятие, как этика. Она к лицу всем, в том числе и «гуру» инфобизнеса. Возможно, двести или триста долларов, уплаченные фрилансеру, людям с уровнем достатка Парабеллума и Мрочковского и кажутся «абсолютными копейками». Но зачем писать об этом в книге, вышедшей тиражом в две тысячи экземпляров?

Был и еще один толчок, послабее. Мне попалось аудиоинтервью с «молодым и ранним» инфобизнесменом, где он заявлял: «А я за любую работу больше трех тысяч не плачу».

Что же получается? Уровень достатка разный, а психология – одна? Выходит, господа инфобизнесмены свято убеждены: их «уникальный инфопродукт» обещающий решить «все ваши проблемы», может и должен стоить две, три, пять или даже девять тысяч семьсот восемьдесят рублей. Они могут и должны получать эти деньги с каждой проданной электронной или дисковой версии. А вот фрилансеру можно однократно заплатить «абсолютные копейки», и пусть скажет спасибо.

Докопаться до причин такого отношения к фрилансерам несложно. Оно поддерживается несколькими факторами, в том числе и фрилансерскими биржами. Зайдите на любую из них; кажется, что предложение услуг явно превышает спрос. «Статьи! Дешево!» Или: «Переводы! Дешево!» Старшеклассники, студенты, «мамочки», сидящие с малышами, пенсионеры. Да, они берут дешево, поскольку кому-то не хватает профессионализма, а кому-то – умения ценить себя и свой труд. Здесь как повезет: можно сэкономить, но можно и крупно обломиться. Второе, увы, случается чаще.


Спрóсите, а где же «золотые правила»? Сейчас будут. Мы как раз до них добрались.

1. Относитесь к фрилансерам так, как вам хочется, чтобы фрилансеры относились к вам.
Это – самое «золотое» из всех «золотых правил». Думаю, оно понятно без дополнительных комментариев.


2. Бойтесь «всеядных» фрилансеров.
Умение писать и умение разбираться в том, о чем пишешь, – вещи разные. Статья, безупречная с точки зрения литературы, по содержанию может оказаться полной «лажей». Представляете, как будут смеяться посетители, читая про «стрелку осциллографа» или слова, «отливающиеся в граните»? А уж как будут смеяться ваши конкуренты!

Так что, авторов объявлений вроде «Пишу на любые темы», стоит обходить стороной. Дешевле будет!


3. Четко оговаривайте с фрилансером сроки исполнения работы.
Наречия вроде «побыстрее», «пораньше», для определения сроков не годятся. «Как сделаете» – еще хуже. Но если хотите по-настоящему разозлить фрилансера, скажите: «Это надо было еще вчера». Не удивляйтесь, если потом фрилансер исчезнет. Ведь не все они «озабочены» исключительно заработком. Есть такие странные индивидуумы, которые относятся к подобной работе как к творчеству.


4. Вам нужно качество работы фрилансера или его имидж?
Имидж – это божество клерков, менеджеров и… авантюристов. А «дресс-код-мейкеры» – его жрецы. Неизвестно, с какого потолка берут они длину галстуков и юбок. И все это упаковывается в понятие «деловой стиль». Но какое отношение все это должно иметь к фрилансеру? Ни-ка-ко-го! Настоящий (и по-настоящему талантливый) фрилансер – существо свободолюбивое. Его репутация складывается из качества работы и скорости ее выполнения, а не из точного соответствия нормам дресс-кода. Поэтому испытывайте фрилансера в деле. Что имидж, что портфолио – вещи относительные.


5. «Прикармливайте» фрилансера.
Вам нужен надежный фрилансер? Конечно же, нужен. Вот и фрилансеру нужен надежный заказчик. Зачастую вы с ним не связаны никакими юридическими обязательствами. Всё держится на взаимном доверии и взаимной честности.

Предпринимателям почему-то бывает трудно понять одну простую вещь, а именно: стать предпринимателем способен далеко не каждый человек. Чаще всего предпринимательские аргументы сводятся к киванию на себя, любимого: «Ну у меня же получилось!» Если у вас получилось, это еще не факт, что получится у всех остальных. Можно сколько угодно говорить о минусах наемной работы и о плюсах работы на себя, но наемные работники все равно останутся. Люди так устроены, что кто-то может писать блестящие статьи, делать потрясающий веб-дизайн (я уже не говорю о программистах), а вот заниматься созданием собственных инфопродуктов такой человек не будет. Кому-то лень, кому-то неинтересно, кому-то просто не дано.

В фирмах хорошим работникам выплачивают премии. Вы тоже можете время от времени «премировать» фрилансера, добавив ему пару тысяч за наиболее понравившуюся вам работу. Поверьте, вас это не разорит, зато потом окупится многократно.


Как вы уже поняли, эта статья написана с позиций фрилансера, и в «золотые правила» вошли фрилансерские мечты об идеальном заказчике. Ну, если не об идеальном, то о таком, с кем хотелось бы работать на постоянной основе. Понятно, что у заказчиков накопился свой «вагон претензий» к фрилансерам. Кто-то вспомнит, как его крупно подвел юный «гений», который поругался со своей девчонкой и которому от этого всё стало «фиолетово» (в том числе и обязательства перед заказчиком). Кого-то не менее крупно подвела мамаша-переводчица, чье чадо подцепило очередную детскую болячку. А еще один «гений» (уже взрослый) вдруг впал в депрессию, и на все письма заказчика отвечал цитатами из Ницше. Такое вполне может быть (и бывает).

В равной степени, и фрилансеры припомнят, как кто-то из заказчиков обещал им одну сумму, а заплатил вдвое меньше. Кто-то вместо денег предложил рассчитаться своими «инфопродуктами» или участием в тренинге. А кто-то, не умея ставить задачу, упрекал фрилансера, что тот не оправдал его надежд.

Люди горазды изобретать правила. Возьмите историю любой эпохи, любой цивилизации. Сплошные правила! А ведь настоящих правил совсем немного, и главное среди них – одно, по-настоящему Золотое правило. Выше я его привел в перефразированном виде. Повторю еще раз, таким, какое оно есть:

«Поступайте с другими так,
как вам хочется, чтобы другие поступали с вами». 

Спонсор поста - сервис SeoPult для полной автоматизации продвижения и рекламы сайтов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий